Начинаем с одного из самых известных и характерных стилей Рио-де-Жанейро: пагоде (pagode). Стиль этот зародился в пригороде Рио-де-Жанейро, в садах небольших частных домов, типичных для этих районов города. Разница между самбой и пагоде заключается в типах инструментов, которыми они исполняются: пагоде — более простой стиль, исполняемый кавакинью (8-струнная гитара) и некоторыми ударными инструментами, в то время как самба включает в себя большое разнообразие инструментов: помимо кавакинью и ударных, используются барабаны, скрипка  и другие, включая пианино.

Пагоде получил распространение в Рио-де-Жанейро после отмены рабства («Золотой закон» 1888 года): музыкальный стиль формировался при необходимости утверждения культуры, традиций и ценностей освобожденного народа. Пагоде, также как и самба, имеют тесную связь с африканской культурой и музыкой. Изначально, пагоде и самба были характерны для праздников, устраиваемых в фавелах — бедных кварталах Рио-де-Жанейро. По этой причине в течение десятилетий эти музыкальные стили дискриминировались в обществе, и лишь во второй половине XX века они были признаны неотъемлемой частью национальной бразильской культуры, распространившись на все слои населения.

Представляем читателям несколько композиций в стиле пагоде.

MEU LUGAR — ARLINDO CRUZ (Один из известнейших и лучших исполнителей самбы современной Бразилии — Арлинду Круз — поет о своей любви к району Северной зоны Рио-де-Жанейро — Мадурейра)

ZECA PAGODINHO — ALTO LÁ (эта песня стала известна в России как саундтрек к сериалу «Клон»: они играла на праздниках, устраиваемых доной Журой в её баре в Сан-Кристоване)

ZECA PADOGINHO — MANEIRAS