Бразилия — пятая в мире по площади территории страна. В силу огромной территории (8,5 млн км²), некоторые интеграционные процессы еще не завершены: так, железнодорожная сеть не развита или практически не существует, порты и аэропорты часто перегружены, что является причиной проведения программы концессии портов, аэропортов и дорог частным компаниям, начатой правительством Дилмы в 2013 году. В Рио-де-Жанейро, например, вся система транспорта оперируется частными компаниями: автобусы, метро, поезда и паромы.

Интересно, что единственный вариант сухопутного путешествия по территории Бразилии — автомобильный транспорт: в Бразилии не существует пассажирских поездов, их роль выполняют автобусы. Поезда (а, точнее, электропоезда) существуют в крупных мегаполисах и связывают их с близлежащими городами. Пример этого — Центральный Вокзал Бразилии (или Центральная Станция Бразилии), который находится в Рио-де-Жанейро.

Центральная Станция Бразилии в Рио-де-Жанейро

Центральная Станция Бразилии в Рио-де-Жанейро

Также очень развит в Бразилии авиационный транспорт. Основными авиакомпаниями Бразилии являются TAM, GOL, Azul, Trip, Avianca и Passaredo. Иногда авиабилеты в Бразилии бывают дешевле, чем билеты на автобус для поездки в ту или иную часть страны. Авиарейсы в Бразилии имеют следующую особенность: когда самолет летит на длительное расстояние (например, из одного конца страны в другую), он делает остановки в городах по пути. Редко встречаются прямые рейсы.

Что касается муниципальных автобусов и метро в крупнейших городах (Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Бразилиа и др.), проезд в них стоит как минимум в два раза дороже, чем в России. Например, в Рио-де-Жанейро проезд на автобусе стоит 4,05 реалов (81 рубль), а в метро Рио-де-Жанейро — 4,30 реалов (86 рублей). Билетов на месяц или скидок на определенное число поездок не существует. Для всех людей старше 60 лет проезд бесплатный. В Рио-де-Жанейро существует Единый Кариокский Билет, суть которого заключается в том, что пассажиры, делающие пересадку на другой автобус в течение 2 часов два раза в день, второй раз не платят.

Такси в Рио-де-Жанейро — это жёлтые машины. Плата за посадку 5,20 реалов. Легальные такси обязаны, по закону, использовать таксиметр. Но ещё больше, чем такси, в Бразилии популярен Uber. Он гораздо дешевле, чем жёлтое такси, и качество оказываемых услуг лучше.

Автобусы Рио-де-Жанейро в большинстве своём белого цвета, с гербом города и надписью «Город Рио-де-Жанейро», а также c 2018 года есть новые автобусы, которые могут быть жёлтого, красного или зелёного цветов. На входе в автобус кондукторы уже не сидят, как раньше. Входящие платят за проезд либо своей карточкой, либо водителю наличными деньгами. Автобусы в Рио-де-Жанейро «славятся» своей скоростью: в городе шутят, что все водители автобусов — неудавшиеся гонщики Формулы-1. Благодаря быстрым автобусным коридорам, на автобусе часто можно доехать гораздо быстрее, чем на машине или на такси. В бразильских автобусах места для инвалидов, пассажиров с детьми и пожилых людей, обтянуты материалом желтого цвета.

Также в Рио-де-Жанейро есть система скоростных автобусных коридоров, которая называется BRT. Эти коридоры соединяют всю Западную зону города, а также соединяют её с Северной зоной.

Полную транспортную карту Рио-де-Жанейро можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Карту движения электропоездов в Рио-де-Жанейро можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Транспортная информация Рио-де-Жанейро: нажмите, чтобы увеличить

Метро Рио-де-Жанейро имеет две линии: одна (зелёная) идет из Ботафогу (Южная зона) в Павуна (Северная зона), другая (оранжевая) — из Барра да Тижука (Западная зона) в Тижука (Северная зона). Протяженность линий составляет 58 км и количество станций равно 41. Метро оперируется частной компанией Metrô Rio, которая отвечает за операции с линиями и станциями; правительство штата же ответственно за расширение метро и создание новых линий посредством компании «Rio Trilhos». Метро Рио — вторая крупнейшая сеть метро в Бразилии, ежедневно перевозящая около 1,1 млн пассажиров. Есть станции как подземные, так и наземные.

Карта Метро Рио-де-Жанейро

Подробная карта метро Рио-де-Жанейро

Метро в Рио-де-Жанейро одноуровневое. Как можно заметить на карте, от станции Ботафого до станции Центральный вокзал две ветки идут вместе. При пересадке нужно выходить и ждать поезда другой ветки на той же платформе. Отличить их можно по цвету надписи над дверьми вагонов (соответствуют цвету ветки). В метро Рио-де-Жанейро места для инвалидов, пассажиров с детьми и пожилых людей синего цвета, остальные места — серого. Остановки в метро объявляются на двух языках: португальском и английском. В начале линии машинист приветствует пассажиров и благодарит за то, что предпочли воспользоваться услугами компании Metrô Rio, а также сообщает примерное время пути до конечной станции.

Многие станции метро в Рио-де-Жанейро интегрированы с велосипедным транспортом, который становится все более популярен в городе благодаря существованию велосипедных дорожек, которые проходят практически через весь город Рио-де-Жанейро, от Западной зоны, до Южной и Северной.

ВИДЕО МЕТРО РИО

Центральный вокзал Бразилии в Рио-де-Жанейро

Центральный вокзал Бразилии в Рио-де-Жанейро