Карнавал 2016 года в Бразилии, а именно в Рио-де-Жанейро (самый большой под открытым небом праздник в мире: более пяти миллионов участников, из них 800 тысяч туристов из всех стран мира), а также в других городах этой огромной страны (Сан-Паулу, Ресифе, Салвадоре и т.д.) начался! На самом деле, он начался еще недели две назад, а то и месяц назад, когда по выходным уличные блоки уже выводили на улицы Рио-де-Жанейро толпы народа. Для многих бразильцев карнавал – это праздник обновления, и только с карнавала начинается отсчет нового года, как будто наступает новая эпоха в жизни. Поэтому карнавал – это очень важный культурный праздник в Бразилии, без которого невозможно себе представить эту страну и её культуру, несмотря на критику карнавала, о которой пойдёт речь ниже. Сам же карнавал длится с субботы по вторник – строго говоря. Говоря не строго, он длится целую неделю, а то и две, так как уже за неделю до карнавала многие перестают работать, особенно если это касается государственного сектора экономики (да и в частном такие случаи наблюдаются). Сознание такое: так как уже в пятницу блоки выходят на улицу, то в пятницу работать не пойду, так как трудно будет потом добраться до дома т.д. т.д. Но так как перед пятницей четверг, в четверг тоже не пойду, и так методом обратной индукции доходит до понедельника. На карнавальной неделе, строго говоря, пепельная стреда – тоже рабочий день. Но многие госучреждения не откроются, т.к. среда – сокращенный день, а там уже осталось всего два дня, и их можно “задушить”, как здесь говорят.

Это вызывает много критики. Вообще, в целом карнавал вызывает много критики. Первая их них – это та фраза, которую очень часто приходится слышать в Бразилии: “Бразилия – это несерьёзная страна”. И продолжают: “Здесь никто не работает. Слишком много праздников. Вот если бы это была Швейцария… Там провели референдум о том, увеличить ли количество национальных праздников или нет, и население выбрало второй вариант, потому что у них есть сознание того, что если никто работать не будет, не будет и расти экономика, и, соответственно, не будет денег”. Всё это, конечно, правда, но вот я только что, смотря по телевизору выступление школы самбы Росинья на самбодроме Рио-де-Жанейро, подумал: “Ну вот, плящут они там все в перьях, всё очень красиво, куплеты поют обычно либо про историю, либо что-то про социальное и расовое равенство и т.д., а есть ли во всём этом смысл?” Конечно, есть, и немалый: оборот денег, который происходит в Бразилии во время карнавала, оценивается примерно в 6 миллиардов реалов, создается немало рабочих мест и т.д. Вокруг карнавала крутится своя собственная экономика: торговля пивом в уличных блоках, например, имеет значительный вес, огромные инвестиции в школы самбы для организации дефиле (дефиле очень дорогие: например, я писал в прошлом году, что президент Экваториальной Гвинеи инвестировал 10 миллионов реалов в школу самбы Beija-Flor для организации выступления), 800 тысяч туристов, которые тратят деньги, и многое другое. Так что с экономической точки зрения сомнительно утверждать, что, если бы не было карнавала и страна бы работала в эти дни как обычно, прирост продукта был бы больше, чем во время карнавала.

Вот так выглядит уличный карнавальный блок в Рио-де-Жанейро:

Карнавал в Бразилии – это период, который удовлетворяет всех: и тех, кто за, и тех, кто против карнавала. Те, кто за, идут плясать в карнавальные блоки (а вообще, по сути дела, уличный карнавал – это даже не столько пляски, сколько “коллективная пьянка”, по выражению одного знакомого русского). А те, кто против (это либо протестанты-евангелисты, либо люди, считающие себя серьёзными трудоголиками), уезжают из Рио-де-Жанейро, который превращается в муравейник-адское пекло (сейчас у нас 45 градусов термического ощущения уже как две недели!). Уезжают в так называемое “карнавальное уединение” где-нибудь во внутренних районах стран или своего штата, где нет карнавала, а есть природа и спокойствие. Евангелисты молятся, а серьезные трудоголики максимизируют свою функцию полезности, или, выражаясь нетехническим языком, делают важные для них дела. В результате все довольны, и в результате, на первый взгляд, функция социального благополучия достигает точки максимума в неделю карнавала. Правда, для тех, кто решает отдаться “мирским грехам” и по уши погрязнуть в карнавальных блоках, очень важно не перейти чересчур за эту точку максимума и не уйти в отрицательные значения предельной полезности, что может закончиться либо на больничной койке, либо в полицейском участке. Именно поэтому сегодня, когда люди друг с другом прощались и желали счастливого карнавала, очень часто говорили друг другу фразу: “Осторожно” или “Береги себя”. Как Вы сами понимаете, карнавал – это праздник не элитный, а народный. На улицу выходит сам народ такой, какой он есть, в том числе спустившийся с гор фавел – их там, кстати, большинство. Так что всё возможно.

Так вот, я в этом году уеду в карнавальное уединение вглубь страны и там прожду бурю, пока всё успокоится, пока все напьются, потом вытрезвеют, и вернусь в Рио только на следующей неделе после карнавала. Карнавал в Рио-де-Жанейро – это, по сути дела, когда всё приходит в беспорядок и то, что было ненормальным в обычное время, становится нормальным и наоборот. Например, уже сегодня, возращаясь домой вечером, я увидел двух мужиков, которые шли по улице в “костюме” древних греков: обмотанные лишь одной простынёй. На карнавале можно встретить вдруг в метро людей, у которых костюм – это одни лишь памперсы (значит, во время карнавала решили вернуться в раннее детство). Как-то мне в этом году неохота видеть весь этот беспорядок, и лучше провести это время на глухой фазенде, где никого нет. Так что кто остаётся, осторожнее и счастливого карнавала 2016!

Перейти а раздел портала “Карнавал Бразилии”: всё о карнавале!