В прошлом месяце, в самый разгар Чемпионата мира 2014, я побывал в деревне бразильских индейцев, которые тоже болели за свою сборную. Это было незабываемое приключение, о котором невозможно не поделиться с читателями блога! Деревня находится на юге штата Баия, недалеко о города Порту Сегуру, где и была открыта Бразилия 22 апреля 1500 года. Иначе говоря, это было путешествие к истокам Бразилии — туда, где всё начиналось.

Стоит сказать, что индейцы в Бразилии бывают самые разные: это крайне гетерогенное население. Есть индейцы, которые живут в мегаполисах, таких как Рио-де-Жанейро, есть совсем дикие племена в экваториальных лесах Амазонки, которые еще не встречались с белым человеком, а есть племена, которые живут в лесах, но за счет туризма, то есть, по сути, «работают» индейцами. Индейцы, к которым мы ездили, относятся к третьей группе (племя называется «Паташó») и являются настоящими болельщиками бразильской сборной по футболу.

Деревня Жакейра, в которой живёт племя Паташó, окружена болотистой местностью с низкорослыми кустарниками, очень живописный пейзаж.

Рядом с деревней Жакейра - штат Баия - Бразилия

Рядом с Порту-Серугу - штат Баия - Бразилия

Когда приезжаешь в деревню и там встречает местный проводник, первое, что выучиваешь — это слова приветствия на местном языке пачохáн: первый собеседник говорит «хайокуáн», а второй отвечает «хайошó». Интересно, что двадцать лет назад эти индейцы еще не говорили на португальском языке, а выучили его благодаря сеньоре Луизе из туристического агентства в Порту-Сегуру, которая предложила им заняться туристическим бизнесом в 1990-х годах.

Вход в деревню Жакейра

Вход в деревню индейцев Жакейра индейцев Паташо — штат Баия — Бразилия

Около входа в деревню индейцев

Индейцы стирают в реке

Индейцы Паташо стирают в речке около входа в деревню — штат Баия — Бразилия

Индеец Паташо в Бразилии

Пока мы поднимались в гору, на которой расположена деревня, проводник рассказывал нам, как они ловят рыбу в реке

В первую очередь эти гостеприимные индейцы знакомятся и рассказывают интереснейшую историю племени и деревни. Проходит это мероприятие в большом главном шалаше в центре деревни (местный Дом Советов), где также имеют место ритуалы (танцы охотника и т.д.) и советы племени.

Дом Советов у индейцев Паташо

Дом Советов у индейцев Паташо, в центре деревни Жакейра

Историю начинают рассказывать с 1950 года, когда произошла трагическая резня членов местного племени индейцев, которую учинила… полиция штата Баия. Полицейские, следуя интересам фазендейро, в попытке «очистить» эти места от индейцев для использования земель под плантации, ворвались в деревню и перерезали почти всё племя, учинив также абсурдные жестокости, о которых до сих пор рассказывает оставшаяся в живых после 1950 года дона Нега. С тех пор выжившие представители племени жили, скрываясь в лесах, на холмах и в горах, а когда нужно было спускаться к реке за водой, все ходили по двум следам, чтобы казалось, что там прошел лишь один человек. В таких условиях эти индейцы прожили до конца 1980-х годов, когда три сестры из племени, объединившись, героически основали деревню Жакейра, где решили возродить жизнь и культуру племени Паташо. «Жакейра» переводится с португальского как «дерево жака», а жака — это не что иное, как фрукт дуриан. Символ племени — дерево жака, которое они с гордостью показывают. Ствол жакейры упал, а из него пошли новые ростки, и выросли новые деревья. Паташо считают, что это дерево олицетворяет историю и культуру их племени, которое будто бы родилось во второй раз после основания деревни Жакейра. В 1990-е годы началась борьба индейцев племени Паташо за демаркацию территории, которая в конце концов произошла. Также в это время индейцы стали заниматься туризмом в партнерстве с туристическими агентствами из Порту Сегуру.

Один из самых уважаемых людей племени Паташо — Сиратáн. Это и учитель местной школы, и духовный наставник племени, и главный строитель жилищ, и один из лучших футбольных игроков команды племени. Он, покуривая свою трубку будущего вождя племени и облачившись в пояс из шкуры пятнистого ягуара, рассказывает, что сейчас много путешествует по Бразилии в другие племена индейцев, так как все индейцы Бразилии, независимо от принадлежности к тому или иному племени, считают друг друга братьями и признают, что все из одной большой семьи. Он уже побывал в Манаусе, Бразилиа, Рио-де-Жанейро и других местах. Также он объясняет, что один из главных вызовов, перед которыми стоят индейцы сегодня — это сохранить свою культурную сущность, контактируя при этом с внешним миром. Поначалу я удивился, когда Сиратан сказал, что у него есть Фейсбук. Но потом удивился еще больше, когда, добавив его через несколько дней в друзья, увидел, что там всё племя уже сидит в Фейсбуке. И у всех поголовно фамилия Паташó…

ЧАСТЬ 2 ——>

Во второй части — про то, как индейцы болели за сборную Бразилии на Чемпионате мира по футболу 2014, а также про злых обезьян, заключённых в тюрьму в деревне Жакейра.

Индейцы в Бразилии смотрят матч ЧМ 2014

Индейцы Паташо смотрят матч ЧМ 2014 Бразилия-Чили